Детский сад № 6 Пушкинского района "Речецветик"

Наш детский сад
Родителям
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Варламова Людмила Юрьевна

 Варламова Людмила Юрьевна, воспитатель.

 Образование - высшее профессиональное.

 Стаж работы в должности воспитателя - 9 лет.

 Имеет высшую квалификационную категорию.

 Особенности психологической защиты у детей

 

Я на всех обижусь. В Африку уеду.

Конь мой деревянный отвезет меня.

Будут апельсины в Африке к обеду,

Я совсем не буду ни о ком скучать.

Конь заржет тихонько.

Плакать мы не станем,

Если и взгрустнется нам когда-нибудь.

Радужные бабочки полетят над нами.

И расскажут сказки. Тихие, как сны…

У ребенка каждый защитный механизм вначале формируется для овладения конкретными инстинктивными побуждениями и связан, таким образом, с определенной фазой индивидуального развития. Побудителем их формирования выступают возникающие многообразные типы тревоги, типичные для детей. Сюда относятся реакции беспокойства на физический дискомфорт, страх разлуки и самостоятельности (одиночества, темноты, замкнутых пространств), страх смерти (нападения, заболевания, смерти родителей, сказочных персонажей и пр.), страх изменения П. Куттер связывает формирование защитных механизмов с попыткой ребенка справиться с примитивным страхом, который сопровождает развитие каждого ребенка и проявляется в типичных для детей фобиях темноты, одиночества, приведений и пр. На каждом возрастном этапе – свои страхи, и каждый из них может быть как полезным для дальнейшего развития ребенка, так и вредным.

К наиболее часто встречающимся детским защитным реакциям можно отнести:

Отказ – это самая ранняя форма защитного поведения. В ее основе лежит невозможность удовлетворения базисных потребностей в безопасности и защищенности. Реакция пассивного протеста проявляется в отстранении от общения даже с близкими людьми, отказ от пищи, от игр. Такая реакция чаще всего возникает у ребенка, если его внезапно оторвали от матери, семья и поместили в больницу, санаторий, ясли.

Реже реакции пассивного протеста развиваются дома, когда в отношениях родителей ребенок не ощущает проявлений достаточной внимательности, заботы, заинтересованности. При этом ребенок, потребности которого в ласке, эмоциональных контактах, постоянно не удовлетворяется, постепенно становится неконтактным (аутичным). Нередко возникновение. этой реакции определяется неприятием ребенком пренебрежительного, деспотичного отношения родителей, телесных наказаний, семейных конфликтов, предпочтения, оказываемого другим братьям и сестрам, непомерных требований.

Оппозиция – активный протест ребенка против норм и требований взрослых – наблюдается при утрате или снижения внимания со стороны взрослых.

Развитию личности в максимальной степени способствует уверенность в том, что ничто не сможет нарушить отношений любви и привязанности. Когда эта уверенность подрывается, возникает оппозиция. Тогда поведение детей с позиции окружающих взрослых становится необъяснимым, хотя на самом деле оно является реакцией на недостаток тепла с их стороны и призывом вернуть любовь.

Обычно оппозиция провоцируется обидой, неудовлетворением капризов, просьб и развивается остро и бурно. Ребенок плачет, кричит, падает на пол, бьется головой, стучит ногами, размахивает руками, стремиться ударить, отталкивает от себя взрослых или, наоборот, хватает и тянет одежду.

При рождении брата или сестры родители не догадались должным образом распределить между детьми заботу и ласку, то у старшего может возникнуть чувство одиночества, которое нередко преследует его всю последующую жизнь. Подобная ситуация может возникнуть не только при рождении второго ребенка, но и в следствии появления отчима, мачехи. И в этих обстоятельствах оппозиция нацелена на разнообразные сигналы родным с требованиями экстренного возврата внимания, заботы и любви.

Замещение – этот вид защиты проявляется достаточно рано. Для нас он особенно значим поскольку тесно связан с развитием детских игр и ролью игрушек в нормализации психологического развития ребенка в трудных ситуациях. Действительно, взяв куклу или зверюшку и играя с ней, ребенок может «дать» ей возможность делать и говорить все, что ему самому запрещено: быть жесткой, ругаться, высмеивать других и тп. Как замещение такая смещенная агрессия может сформироваться в случае, если физическое наказание используется с целью пресечь агрессию у ребенка по отношению к другим детям, животным. Даже единичных случаев такого воспитания достаточно, чтобы ребенок усвоил, что агрессия в отношении окружающих вполне допустима, а вот жертву всегда нужно выбирать меньше и слабее себя.

Вытеснение – помимо замещения, проекции у детей нередко можно наблюдать отдельные эпизоды вытеснения. Например, провинившийся ребенок, которому воспоминания о каком-либо событии неприятно, из-за бестактных вопросов взрослых вынужден вспоминать о нем. Он начинает заменять реальные факты вымышленными, описывающими события так, как оно должно было развиваться согласно желаниям ребенка. Так формируется детская лживость. По той же причине дети с физическими аномалиями, например тучные, выполняя тест «Рисунок человека», обычно не прорисовывают фигуру, ограничиваясь изображением головы, собственно лица, либо рисуют фигуру в условной манере. Тем самым они реализуют вытеснение непривлекательных особенностей своего тело, позволяющее снизить интенсивность психической травмы

Отчуждение (или изоляция) это защитный механизм, связанный с отделением чувства от ситуации. Нередко изоляция проявляется у ребенка достаточно рано при восприятии эмоционально травмирующих ситуаций или воспоминаниях о них с чувством тревоги, этими событиями спровоцированным. Например, опасная для ребенка ситуация может возникнуть в том случае, когда родители не любят друг друга, однако удерживаются от того, чтобы ссориться или каким-либо другим образом обнаруживать свою неприязнь. В то же время холодность лишает их отношения с детьми непринужденности. Тогда ребенок живет в обстановке, не позволяющей ему вступать в тесный контакт ни с матерью, ни с отцом. Поэтому он чувствует себя напуганным, никогда не зная наверняка, что чувствуют и думают его родители. В результате ребенок прибегает еще к одному подсознательному защитному механизму изоляции. Он отключается от внешнего мира и погружается в собственный мир, предается мечтам, становится отчужденным. В дальнейшем уход в себя приводит к повышенной тревожности, к ощущению отсутствия прочных

Формирование полноценной системы психологической защиты происходит по мере взросления ребенка, в процессе индивидуального развития и научения. Индивидуальный набор защитных механизмов зависит от конкретных обстоятельств жизни, с которыми сталкивается ребенок, от многих факторов внутрисемейной ситуации, от отношений ребенка с родителями. Защитные механизмы возникают у ребенка как результат:

-усвоения демонстрируемых родителями образцов защитного поведения;

- негативного воздействия со стороны родителей. При рассмотрении защиты как результата усвоении родительских стилей поведения в виде научения через подкрепление или посредством подражания и его аналогов - имитации и идентификации – подчеркивается роль семьи как психосоциального посредника общества, призванного с помощью внешнего вмешательства в развитие ребенка актуализировать различные механизмы защиты как средство социальной адаптации.

Мир взрослых прагматичен и рационален. Он предсказуем, структурирован и определен. Мир детей еще не имеет четких границ. Он в каждый миг может открыться ребенку по-новому и вызвать полярные отклики в его душе – от ужаса до восторга. Поэтому душу детей переполняют эмоции. К сожалению, об этих эмоциях они часто не могут рассказать словами и благодаря этому прибегнуть к более зрелым и эффективным стратегиям защиты. Дети еще не знают, как сказать. Помочь им сказать могут только взрослые.

Ребенок больше всего нуждается в вашей любви Как раз тогда, когда он меньше всего ее заслуживает. Э. Бомбек.

Воспитатель первой квалификационной категории Варламова Л.Ю.