Детский сад № 6 Пушкинского района "Речецветик"

Наш детский сад
Родителям
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Кускова Мария Николаевна

   Кускова Мария Николаевна - учитель-логопед.

    Образование  - высшее педагогическое.

    Стаж работы в должности учителя-логопеда - более 21 года.

    Имеет высшую квалификационную категорию. 

   

 Игры для развития фонематических процессов

     В настоящее время  практикующие логопеды и учителя начальных классов единодушны во мнении о том, что перед поступлением в школу важно не столько то, чтобы ребенок умел осмысленно и бегло читать, как важно умение ребенка ориентироваться в звуках родного языка и языковой системе родной речи. Иными словами, ребенку необходимо научиться выделять из речевого потока предложение, делить его на слова, а слова на слоги и звуки. А звуки в свою очередь не должны смешиваться между собой и должны отчетливо восприниматься на слух. Необходимо, чтобы произношение у ребенка было исправлено до поступления в школу. Поэтому вниманию родителей, бабушек и дедушек, а также всех заинтересованных лиц предлагаются игры, направленные на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, фонематических процессов анализа, синтеза и представлений. Использование этих игр позволит качественно повысить эффективность школьного обучения в будущем.

 «Кто больше?»

Цель: Развивать слуховое внимание, фонематические представления.

Ход игры:

Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук.  (Повторы недопустимы.)

«Услышишь - хлопни»

Цель: Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.

Ход игры:

Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.

 

Внимательный слушатель» (или «Где звук?»)

Цель: Развивать фонематические представления, внимание.

Ход игры:

Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них (звук в начале, середине или в конце слова).

 

«Нужное слово»

Цель: Развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание.

Ход игры: По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.

«Назови картинку и найди первый звук»

Цель: Учить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.

Материал: Карты с нарисованными картинками.

Ход игры:

У детей – карты с нарисованными картинками.

Взрослый называет любой гласный звук, дети произносят вслух названия своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно, ведущий разрешает закрыть ее фишкой. Выигрывает тот, кто раньше всех закроет свои картинки.

«Ловушка»

Цель: Развивать умение услышать в слове определённый звук.

Ход игры:

Взрослый предлагает детям «открыть ловушки», т.е. поставить руки локтями на стол, параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть «ловушки».

Взрослый: Если в слове услышите заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т.е. хлопнуть в ладоши.

«Цепочка слов»

Цель: Расширять запас существительных в активном словаре детей, развивать фонематические представления, слуховое внимание.

Материал: Мяч, значки и т.д.

Ход игры:

В этой игре надо составить цепочку из слов так, чтобы последний звук предыдущего слова совпадал с первым звуком последующего.

Играющие садятся в круг. Один из них бросает кому-нибудь мяч и говорит какое-либо слово (имя существительное), например «стакан». Получивший мяч говорит слово, начинающееся с последнего звука сказанного слова, например «нога». Следующий говорит, например, «апрель», а за ним «листок» и т.д.

Выигрывает тот, кто до конца не выбыл из игры. Победителю вручается значок.

«Третий лишний»

Цель: Развивать умения услышать в слове определённый звук.

Ход игры:

Из трех картинок дети должны убрать ту, в названии которой нет звука [ш]:

шина, ландыш, белка; шапка, гармошка, пила;

голубь, шуба, неваляшка; мыши, банан, пушка.

Можно играть в эту игру и без зрительной опоры на картинки, воспринимая слова на слух.

«Чудесный художник»

Цель: Развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание, мелкую моторику.

Ход игры:

Нарисовать картинки на указанный звук в начале, середине, конце слова. Под картинками, исходя из уровня знаний детей, предлагается начертить схему слова в виде таблицы из трех клеток (начало, середина и конец слова) и указать место изучаемого звука.

Игра «Замени звук»

Цель: Учить детей мысленно переставлять, заменять звуки на заданные, называть получившиеся таким образом новые слова.

Материал: Ряды слов для преобразования, предметные картинки со словами, которые должны получиться.

Ход игры:

Взрослый задает звук, на который нужно будет заменить первый или последний звук в слове.

Затем он раскладывает картинки и произносит слова, а ребенок с их помощью мысленно заменяет звук в исходном слове на заданный и называет вслух получившееся слово.

Например, нужно заменить на [ч] первый (кашка - чашка, гайка - чайка, масть - часть) или последний звук (враг - врач, клюв - ключ, мел - меч).

По мере тренировки игру можно проводить на слух, без использования картинок.