Наш детский сад
Родителям
Календарь
Жизнь нашего сада
Полезные ссылки
Актуально
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Кускова Мария НиколаевнаКускова Мария Николаевна - учитель-логопед. Образование - высшее педагогическое. Стаж работы в должности учителя-логопеда - более 21 года. Имеет высшую квалификационную категорию.
Игры для развития фонематических процессов В настоящее время практикующие логопеды и учителя начальных классов единодушны во мнении о том, что перед поступлением в школу важно не столько то, чтобы ребенок умел осмысленно и бегло читать, как важно умение ребенка ориентироваться в звуках родного языка и языковой системе родной речи. Иными словами, ребенку необходимо научиться выделять из речевого потока предложение, делить его на слова, а слова на слоги и звуки. А звуки в свою очередь не должны смешиваться между собой и должны отчетливо восприниматься на слух. Необходимо, чтобы произношение у ребенка было исправлено до поступления в школу. Поэтому вниманию родителей, бабушек и дедушек, а также всех заинтересованных лиц предлагаются игры, направленные на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, фонематических процессов анализа, синтеза и представлений. Использование этих игр позволит качественно повысить эффективность школьного обучения в будущем. «Кто больше?» Цель: Развивать слуховое внимание, фонематические представления. Ход игры: Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы.) «Услышишь - хлопни» Цель: Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие. Ход игры: Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.
Внимательный слушатель» (или «Где звук?») Цель: Развивать фонематические представления, внимание. Ход игры: Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них (звук в начале, середине или в конце слова). «Нужное слово»Цель: Развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание.Ход игры: По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова. «Назови картинку и найди первый звук» Цель: Учить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком. Материал: Карты с нарисованными картинками. Ход игры: У детей – карты с нарисованными картинками. Взрослый называет любой гласный звук, дети произносят вслух названия своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно, ведущий разрешает закрыть ее фишкой. Выигрывает тот, кто раньше всех закроет свои картинки. «Ловушка» Цель: Развивать умение услышать в слове определённый звук. Ход игры: Взрослый предлагает детям «открыть ловушки», т.е. поставить руки локтями на стол, параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть «ловушки». Взрослый: Если в слове услышите заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т.е. хлопнуть в ладоши. «Цепочка слов» Цель: Расширять запас существительных в активном словаре детей, развивать фонематические представления, слуховое внимание. Материал: Мяч, значки и т.д. Ход игры: В этой игре надо составить цепочку из слов так, чтобы последний звук предыдущего слова совпадал с первым звуком последующего. Играющие садятся в круг. Один из них бросает кому-нибудь мяч и говорит какое-либо слово (имя существительное), например «стакан». Получивший мяч говорит слово, начинающееся с последнего звука сказанного слова, например «нога». Следующий говорит, например, «апрель», а за ним «листок» и т.д. Выигрывает тот, кто до конца не выбыл из игры. Победителю вручается значок. «Третий лишний» Цель: Развивать умения услышать в слове определённый звук. Ход игры: Из трех картинок дети должны убрать ту, в названии которой нет звука [ш]: шина, ландыш, белка; шапка, гармошка, пила; голубь, шуба, неваляшка; мыши, банан, пушка. Можно играть в эту игру и без зрительной опоры на картинки, воспринимая слова на слух. «Чудесный художник» Цель: Развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание, мелкую моторику. Ход игры: Нарисовать картинки на указанный звук в начале, середине, конце слова. Под картинками, исходя из уровня знаний детей, предлагается начертить схему слова в виде таблицы из трех клеток (начало, середина и конец слова) и указать место изучаемого звука. Игра «Замени звук» Цель: Учить детей мысленно переставлять, заменять звуки на заданные, называть получившиеся таким образом новые слова. Материал: Ряды слов для преобразования, предметные картинки со словами, которые должны получиться. Ход игры: Взрослый задает звук, на который нужно будет заменить первый или последний звук в слове. Затем он раскладывает картинки и произносит слова, а ребенок с их помощью мысленно заменяет звук в исходном слове на заданный и называет вслух получившееся слово. Например, нужно заменить на [ч] первый (кашка - чашка, гайка - чайка, масть - часть) или последний звук (враг - врач, клюв - ключ, мел - меч). По мере тренировки игру можно проводить на слух, без использования картинок.
|