ЗНАЧИМОСТЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ
ПОМОЩИ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА
В вашей семье появился малыш. С его появлением вся ваша жизнь изменилась. Вас волнует много разных вопросов: здоров или болен ваш ребенок, правильно ли он развивается физически, во что ему нравится играть и с кем, хороший ли у него аппетит… Ребёнок подрастает. Вы начинаете сравнивать своего ребёнка с детьми своих близких и знакомых: что умеет, что не умеет, забывая о том, что каждый ребёнок прежде всего индивидуален, и развивается он соответственно своим умственным и психофизическим способностям. Вам хочется загрузить его различными видами деятельности: спорт, танцы, иностранные языки, обучение чтению и письму и т.п. В погоне за престижем зачастую родители обращаются к неквалифицированным людям, использующим устаревшие или не оправдавшие себя методики, которые не помогают, а только вредят, так как обучение чтению и письму должно соответствовать физиологической зрелости ребёнка. Пытаясь объять необъятное, родители часто не обращают внимания на речевое развитие ребёнка: когда он начал говорить и как. Другая категория родителей вообще ни на что не обращает внимания: пусть ребёнок занимается чем хочет, лишь бы не беспокоил взрослых. А ведь речевая функция является одной из важнейших функций человека. С помощью речи человек получает не только новую информацию, но и усваивает её. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 5-6 годам многие дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными, а иногда и агрессивными. В семье малыша понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если речь его несовершенна. Родителей умиляет лепетная речь детей, они «сюсюкают» с ними, тем самым закрепляя неправильное произношение. Однако постепенно расширяется круг связей ребёнка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники, и взрослые. Ещё острее встает вопрос о фонетически правильной речи с поступлением ребёнка в школу. С первого дня пребывания в школе ребёнку приходится широко пользоваться речью: отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух – и недостатки речи обнаруживаются очень скоро. Особенно необходимым для ребёнка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Наибольший процент школьников с нарушениями чтения и письма – это дети с нарушениями речи. Поэтому нельзя пренебрегать той коррекционной помощью, которую оказывают специалисты детям ещё в дошкольном возрасте.
Если 4-5 летний ребёнок хорошо слышит, но мало и неразборчиво говорит, может оказаться, что у малыша общее недоразвитие речи, а не просто возрастные нарушения, которые проходят со временем.
Общее недоразвитие речи (ОНР) относится к Тяжелым нарушениям речи – это системное нарушение, которое характеризуется нарушениями звукопроизношения (старушка – фтавуфка), фонематического восприятия (вы говорите: дом, а ребенку слышится том), слоговой структуры (вы говорите радуга, а ребенок –рагуда), звуконаполняемости слов (Водопроводчик чинит водопровод. – Водовотик тинит водопот.), грамматического строя речи (ухо – ухи, лев – лефы, стул - стулы, два окна – пять окнов, кукла – куклочка ). У детей этой группы плохо развит словарный запас, страдает связная речь, наблюдаются отклонения в общей и артикуляционной моторике.
Успешная логопедическая работа в этих случаях становится возможной только при наличии комплексного медико-педагогического подхода, который выражается в следующем:
- медикоментозное лечение и психотерапия;
- логопедическое воздействие специалистов;
- максимальная помощь воспитателей и родителей
Учитель-логопед высшей квалификационной категории Е.А.Иванова
Учитель-логопед высшей квалификационной категории Т.В.Павлова.
|