Детский сад № 6 Пушкинского района "Речецветик"

Наш детский сад
Родителям
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Рекомендуют специалисты

Фольклор - детям

Фольклор в воспитании детей раннего возраста

Слово «Фольклор» в переводе с английского означает народная мудрость.

Народ - мудрый и добрый учитель, создал множество песен, попевок, приговорок, потешек, дающая возможность взрослому без назидания и сухих нравоучений, в приятной и понятной для ребенка формы обучить его тому или иному навыку, познакомить с окружающей средой, развить речь, привить художественный вкус.

Фольклор это поэзия, созданная народом, в котором он отражает свою трудовую деятельность, бытовой уклад, знания жизни, природы, культуры и верования.

 Принцип фольклора: Возрастить дитя в радости.

Народная музыка входит в быт ребёнка с раннего детства. Первой музыкой, которую слышит малыш, является песня матери – колыбельная. Именно они составляют его самые важные музыкальные впечатления.  

Колыбельная – первая для детей музыкальная и поэтическая информация. А так как слышат они песни перед сном, во время засыпания, то память наиболее ценно охватывает и заполняет интонационные обороты, мотивы.  Поэтому, пение колыбельных песен ребёнку имеет большое значение в его музыкальном воспитанием, в развитии творческого мышления, памяти, становление уравновешенной психики. В народных колыбельных песнях к ребёнку часто обращаются по имени, и это очень важно для общения с ним, например:

Котик серый, хвостик белый

Приди, котик ночевать,

Мою Ирочку качать,

А уж я к тебе, коту,

За работу заплачу:

Кувшин молока да кусок пирога.

 Все родители знают, как не легко бывает объяснить малышу правила повседневного поведения, как трудно преодолеть детское упрямство, привить первые самые необходимые навыки. И тут на помощь приходят потешки, созданные нашими предками, для потех малых детей. Они и сегодня помогают родителям научить малыша, говорить первые слова, делать первые шаги, умываться, расчесываться, кушать кашку, гулять, танцевать, одновременно раскрывая перед маленьким человеком красоту и мелодичность поэтического слова.

Потешки, пестушки, прибаутки – развивают у детей активность, самостоятельность, чувство сопереживания персонажам. У ребенка возникает потребность речевого взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Дети с радостью включаются в игровое взаимодействие по ходу текста, например: с удовольствием помогает котику мотать ниточки - « Котик ниточки мотает, на клубочек навивает». «Моталочка» способствует сцеплению правого и левого полушария.

Так же огромную роль играет тактильное соприкосновение ребенка с персонажем

( поглаживание кошечки или «масляной головушки» петушка), и со взрослым (использовании потешек со щекоткой или массажем, они в игровой форме помогают раскрыться, вызвать у детей ощущения защиты и доверия). Например: пальчиковая гимнастика «Сорока-белобока» развивает мелкую моторику, активизирует кору головного мозга.

В период становления речевого подражания, потешки - песенки просто созданы для речевого формирования общения. Главное - индивидуальное общение, лицом к личику.

Потешки лучшее средство для отработки первых звуков у наших малышей: «гуканья», «гуления», лепета. Все потешки читают очень медленно, четко выделяя голосом гласные, находящиеся под ударением, утрированно показываю артикуляцию.

«Петушо - о - ок, петушо - о - ок Золото - о - ой гребешо - о - ок»;

«Наши уточки с утра - а - а,

Кря - а - а, Кря - а - а, Кря - а - а.

Наши гуси у пруда Га-га! Га-га!

Наши курочки в окно - о - о, Ко - ко - ко!»

В течение 2го года у детей интенсивно развивается понимание речи окружающих и собственная речь. Малыши еще не в силах выслушивать просто словесные указания длительного содержания и вновь, выручают потешки и песенки, произнесенные ласково и нежно, это поднимает детям настроение. Слушая их, ребенок способен не только почувствовать их ритм, интонацию, рифму, но и понять содержание. Он начинает повторять слова, звукосочетание, воспроизводить движение с соответствием текста (кыш - полетели).

Тематика фольклора очень связана с бытом окружающим малыша. Ненавязчиво потешка, песенка делает все необходимые жизненные процессы в жизни ребенка желанными и радостными.

При умывании, т. к. дети часто боятся воды:

«Ай, лады, лады, лады.

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся, деткам улыбаемся».

При расчесывании - стойко переносят, этому способствует потешка:

«Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса,


Расти, косынька до пят,

Все волосыньки в ряд».

При кормлении - когда плохо едят:

«Умница Катенька (маленька,

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую, мягкую, душистую.»

«Щи да каша, - пища наша!»

«Лейся компотик в сладенький ротик!».

Одеваемся на прогулку: (учимся - право - лево)

«Вот они сапожки:

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки,

Если дождик пойдет,

Наденем галошки:

На прогулке обращаю внимание на состояние погоды:

«Дождик, дождик, пуще! Дам тебе я гущи!

Дам тебе ложку, хлебай понемножку!

Дождик, дождик, пуще!

Будет травка гуще!»

  Основываясь на своём опыте, могу сказать, что знакомство с детским музыкальным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же развивается речь. Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного русского народного творчества.

Музыкальный руководитель 1 квалификационной категории

Воронина Мария Петровна

 

 

Категория: Рекомендуют специалисты | Добавил: админ (13.08.2018) | Автор: Воронина Мария Петровна E
Просмотров: 327 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]