Детский сад № 6 Пушкинского района "Речецветик"

Наш детский сад
Родителям
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Рассказывают воспитатели

Как играть с малышом?

КАК ИГРАТЬ С МАЛЫШОМ?

Универсальный способ воспитания и обучения маленького ребенка — игра. Если вы хотите развить необходимые способности малыша, научить его думать, понимать речь взрослых, действовать с предметами, играйте с ним как можно чаще. Развивающие игры очень нужны ребенку раннего возраста. Они приносят в жизнь малыша радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях.

Для того чтобы правильно организовать развивающие игры, нужно в какой-то степени экспериментировать и чутко реагировать на состояние и возможности ребенка. Только близкие взрослые могут определить, что малышу интересно, а что скучно, что у него получается, а что пока не идет. Каждая игра требует соотнесения игрового задания с реальными возможностями ребенка, сочетания занимательности, эмоциональной привлекательности занятия с его развивающим эффектом. Если игра не требует никаких усилий и помощи взрослого, это значит, что возможности ребенка гораздо шире того занятия,  которое вы ему предлагаете, а потому оно не имеет должного развивающего эффекта. Конечно, нет ничего плохого, если малыш поиграет в легкую и доступную для него игру, не требующую никакого усилия. Но для развития нужны игры, в которых ребенок осваивает что-то новое: новые свойства вещей, новые движения, новые действия с предметами. Все это требует определенных усилий, но в тоже время дарит ребенку и взрослому радость открытия и преодоления.

Если же игра слишком сложна, развивающего эффекта также не будет. Малыш не включится в игровой контакт и, скорее всего, пойдет по пути замены привычными действиями тех заданий, которые дает взрослый. Поэтому при подборе и проведении игр необходимо чутко следить за настроением ребенка и подстраиваться к его возможностям, слегка опережая их. Ниже приводится несколько конкретных игр, направленных на развитие разных сторон психики маленького человека.

ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ.

Игры, в которых используются действия с предметами, развивают не только движения, но и восприятие, внимание, память, мышление и речь ребенка. Для развивающих игр с малышами нужно использовать различные составные игрушки (вкладыши, пирамидки, кубики и пр.),которые требуют соотнесения свойств нескольких деталей. В некоторых случаях будут необходимы два одинаковых предмета: один - для показа и образца, другой — для воспроизведения правильного действия с ним. И, что очень важно, игры с предметами должны быть по возможности выделены из других событий жизни ребенка, они должны иметь очевидные начало и конец. По завершении игры нужно аккуратно сложить игрушки и убрать их в недоступное для малыша место. Этим вы исключите привыкание к предметам, постоянно находящимся перед глазами, и утомление от них, они останутся по-прежнему привлекательными и желанными.

Складывание пирамидки.

Пирамидка — очень полезная игрушка для малышей. Однако недостаточно просто дать ее в руки ребенку, нужно научить его, как с ней можно играть. Для детей третьего года жизни пирамидка может состоять из 6-7 колец разного цвета. Взрослый показывает малышу красное (зеленое, желтое, синее) колечко и просит: «Найди все красные (зеленые, желтые, синие) колечки».

При складывании пирамидки важно учить ребенка определять размеры колец на ощупь, а не только с помощью зрения и на ощупь узнавать, правильно ли сложена пирамидка. Ребенка двух-трех лет можно попросить закрыть глаза (или завязать их платком) и ощупать пирамидку, а потом спросить, ровная она или нет. Эту загадку можно сделать чрезвычайно интересной.

Играя с пирамидкой, вы можете обратить внимание малыша на те ее свойства, которые не видны сразу. Например, составленную из двух примерно равных колец пирамидку можно катать, как колесики, - это так интересно!

Если по завершении занятия малыш с увлечением продолжает собирать и разбирать пирамидку, пусть даже не правильно, вам следует оставить ее для игры. Но как только вы почувствуете, что интерес угас или ребенок просто разбрасывает колечки и действует с ними «не по назначению», лучше уберите ее подальше.

Играя с ребенком, помните, что ему необходимо ваше внимание и одобрение. Если малыш с усердием нанизывает колечки неправильно, на первых порах лучше похвалить его и за это: «Как хорошо ты надеваешь колечки!». Но если ребенок легко справляется с нанизыванием колец на стержень, его внимание следует привлечь к величине колец и к ровности пирамидки: «Посмотри на мою пирамидку. Она такая же? Давай проведем пальчиками по моей и по твоей». Однако не следует фиксировать внимание на неудачах и неумелости ребенка. Лучше чаще хвалить и одобрять его.

Игры с кубиками.

На третьем году жизни постройки могут быть достаточно сложными, в соответствии с образцом, который уже может быть изображен только на рисунке. Способность действовать по образцу чрезвычайно важна для дальнейшего развития и обучения детей. Кубики являются прекрасным материалом для развития этой способности. В этом возрасте малышам обычно очень нравится делать так, как показал взрослый. Нужно использовать эту особенность для развития способности действовать по образцу и сравнивать с ним свою постройку. Однако, такие игры с кубиками требуют внимательного участия и помощи взрослого, который не только дает образец, но и помогает его воспроизвести.

ИГРЫ С КАРТИНКАМИ.

В конце второго года жизни малыши уже начинают узнавать изображения знакомых предметов на картинках. Поэтому картинки (сюжетные или предметные) можно использовать для развивающих игр с ребенком. Вот некоторые из них.

Найди половинку.

Для этой игры можно использовать два набора красочных открыток, один из которых предварительно следует разрезать пополам. Эта игра ориентирует малыша на установление логической связи, цветового единства и прочего, что позволяет из двух частей составить одно целое. Покажите ребенку половинку и попросите найти подходящую к ней из 3-4 (не более) половинок от разных открыток. Предварительно нужно положить перед малышом ту целую открытку, половинку к которой он должен найти. Если это трудно, можно вместе прикладывать половинку к другим разрезанным картинкам и таким образом искать понятное, законченное изображение. В дальнейшем эту игру можно усложнять. Предложите ребенку уже от 6 до8 различных половинок. Еще более сложной будет задача, если картинки разрезать на 3 или на 4 части. Степень сложности задания взрослые должны подбирать сами, исходя из возможностей малыша.

Угадай, что на картинке.

Для этой игры также потребуются разрезанные картинки, на которых должно быть изображено что-либо хорошо знакомое ребенку (например, стол, или яблоко, или знакомое животное и пр.). Вы показываете половинку изображения и просите угадать, что здесь нарисовано. Картинку не обязательно разрезать, можно просто закрыть часть рисунка белой бумагой, а  потом открыть ее и вместе удивиться, как это малыш смог отгадать.

В более сложном варианте этой игры можно показывать не половину, а третью или четвертую часть картинки.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.

Игры этого типа не только занимательны для малышей, но и чрезвычайно полезны. Они учат управлять своими движениями, принимать игровое правило и подчиняться ему, кроме того, приведенные ниже игры вводят ребенка в воображаемую ситуацию и тем самым развивают его воображение. В этих играх особенно важна эмоциональная вовлеченность взрослого. Старайтесь не просто демонстрировать нужные действия и слова, но, по возможности, ярко выражать свой интерес к игре.

Поймай зайчика.

Покажите малышу солнечный зайчик: как он бегает, прыгает, отдыхает, а потом опять неожиданно убегает в другое место. Прочитайте стишок:

    Солнечный зайчик –

Прыг, прыг, скок,

        Прыгают, как мячики,-

  Прыг, прыг, скок…

Потом предложите ребенку догнать зайчика, позволяя ему иногда «поймать» световое пятно, которое потом опять «убежит» от него. Иногда зайчик будет «уставать» и прятаться, а вы объясните ребенку: «Устал зайчик, спрятался в норку, и ты отдохни, закрой глазки и поспи понарошку». Потом зайчик снова неожиданно появляется и начинает бегать по комнате, а малыш за ним. Все действия зайчика и ребенка нужно обязательно комментировать словами, например, так: «Проснулся зайчик, смотри, как он танцует, а теперь под стол спрятался, а ты его уже поймал! Ой, смотри,  он на диван прыгнул, лови его скорей… » и т.д.

Солнышко и дождик.

Покажите, как можно превратить обычный стульчик в домик для ребенка, повернув его спинкой к лицу, сев на корточки и положив локти на сиденье. Помашите рукой в «окошко» и объясните, что это домик, где можно прятаться от дождя. Потом обратите внимание на небо и радостно скажите: «Смотри, солнышко на небе! Можно погулять!» Малыш вместе с вами выбегает из домика на середину комнаты и радуется солнышку. Здесь вы можете вместе попрыгать и потанцевать под рифмованные слова:

                  Светит солнышко в окошко,

       Наши глазки щурятся.

             Мы похлопаем в ладошки

И бегом на улицу!

Потом опять посмотрите на небо и скажите: «Смотри, туча идет, дождь собирается, скорей в домик!» Укрывшись в домике от дождя, можно снова читать стишки про дождик:

                    Дождик, дождик, лей, лей, лей,

        Капай, капли не жалей,

        Дождик, дождик, пуще,

Будет травка гуще.

Для создания более яркого воображаемого образа дождя можно постукивать рукой по столу. Этот звук напомнит ребенку звук падающих капель, которые стучат то чаще, то реже. Потом звук дождя постепенно прекращается, опять светит солнышко, значит, можно выбежать из домика и прыгать на улице. Такие игровые действия можно повторить несколько раз, пока малышу не надоест.

Подвижные игры очень хорошо закончить игрой в молчанку, чтоб переключить и успокоить малыша. Для этого прочитайте ему стишок:

 Чок – чок – чок,      

 Зубки на крючок,               

Кто слово скажет –

Тому в лоб щелчок!

ИГРЫ С КУКЛОЙ

Кукла – совсем необычный предмет. Уже в раннем возрасте кукла становится для ребенка заместителем другого человека в игре и верным игровым партнером. Но куклу и сделать ее настоящим другом, за которым можно ухаживать и с которым можно общаться, ребенок может только с помощью взрослого. Поэтому игры с куклой на первых порах требуют вашего участия. Следует приложить все усилия, чтобы сделать куклу настоящей, живой для малыша. Для этого нужно разговаривать с ним от имени куклы, радоваться или плакать «куклиным» голосом, просить его о помощи и пр.

Игры с куклой можно организовать уже на втором году жизни. Для этого следует выбрать одну куклу – не обязательно очень красивую и дорогую, но обязательно дать ей имя и характер. И постарайтесь, чтобы она стала для малыша любимой. Привязанность малыша к игрушке далеко не всегда определяется ее внешними качествами. В значительно большей степени отношение к ней зависит от ее выразительности и от тех действий, которые с этой игрушкой можно совершать. Все это может придать игрушке только близкий взрослый.

Знакомство с куклой для ребенка должно быть неожиданным и сюрпризным: «Ой, смотри, кто к нам пришел! Какая красивая девочка! Как тебя зовут?» - « Ляля». – «Ее зовут Ляля! А где ты будешь жить?» - «Я хочу жить с вами! Давайте познакомимся. Тебя как зовут?» - обращается Ляля к малышу (если он молчит, вы помогаете ему ответить на вопрос куклы).

Когда ребенок познакомится с куклой и полюбит с ней играть, можно организовать вместе с ним различные жизненные ситуации с куклой, напоминающие его собственные. Например:

Кукла хочет спать.

Ляля жалуется ребенку, что она очень устала и хочет спать. Она просит помочь ей раздеться и приготовить кроватку. Вместе с малышом вы раздеваете куклу, укладываете в кроватку, поете колыбельную песенку и пр.

Кукла хочет есть.

Ляля просит кушать. Вместе с ребенком вы накрываете стол и кормите куклу игрушечной ложечкой. За едой Ляля может немножко покапризничать: отказаться от каши, потребовать конфету или мороженое. Требования и капризы куклы могут напоминать привычки самого ребенка. Важно, чтобы кукла с вашей помощью вела себя, как настоящий ребенок, и чтобы малыш видел в ней живого человека.

Подобные игры можно организовать на разные сюжеты: «Купание куклы», «Прогулка», «Кукла заболела» и др. Для таких игр нужны определенные игровые атрибуты – игрушечные наборы посуды, мебели, больницы, парикмахерской. К концу третьего года жизни в игре с ребенком можно вводить различные предметы- заменители: шарики, брусочки, тряпочки, кусочки бумаги и пр. На первых порах вы можете подсказать, как можно использовать один предмет вместо другого. Если вы сможете действительно заинтересовать ребенка игрой и сделать ее увлекательной, он вскоре обязательно сам научиться играть, замещая одни предметы другими. Он будет сам, уже без вашей помощи, разыгрывать разные сюжеты с куклой, и ваше участие уже не потребуется.

Но чтобы после трех лет ребенок полноценно и творчески играл в сюжетные игры, сейчас, в раннем детстве, вы должны помочь ему войти в мир игр, научить его игровым действиям и сделать игрушки живыми и настоящими. Не надо жалеть на это силы и время! Ваши усилия не только избавят от дальнейшей необходимости занимать и забавлять малыша, но и сделают его детство радостным и счастливым.   

           

Статья составлена воспитателем

первой младшей группы «Гномики»

 Кучинской Светланой Геннадьевной.

 

Категория: Рассказывают воспитатели | Добавил: админ (30.03.2016) | Автор: Кучинская Светлана Геннадьевна E
Просмотров: 450 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]