Фольклор в воспитании детей раннего возраста
Слово «Фольклор» в переводе с английского означает народная мудрость.
Народ - мудрый и добрый учитель, создал множество песен, попевок, приговорок, потешек, дающая возможность взрослому без назидания и сухих нравоучений, в приятной и понятной для ребенка формы обучить его тому или иному навыку, познакомить с окружающей средой, развить речь, привить художественный вкус.
Фольклор это поэзия, созданная народом, в котором он отражает свою трудовую деятельность, бытовой уклад, знания жизни, природы, культуры и верования.
Принцип фольклора: Возрастить дитя в радости.
Народная музыка входит в быт ребёнка с раннего детства. Первой музыкой, которую слышит малыш, является песня матери – колыбельная. Именно они составляют его самые важные музыкальные впечатления.
Колыбельная – первая для детей музыкальная и поэтическая информация. А так как слышат они песни перед сном, во время засыпания, то память наиболее ценно охватывает и заполняет интонационные обороты, мотивы. Поэтому, пение колыбельных песен ребёнку имеет большое значение в его музыкальном воспитанием, в развитии творческого мышления, памяти, становление уравновешенной психики. В народных колыбельных песнях к ребёнку часто обращаются по имени, и это очень важно для общения с ним, например:
Котик серый, хвостик белый
Приди, котик ночевать,
Мою Ирочку качать,
А уж я к тебе, коту,
За работу заплачу:
Кувшин молока да кусок пирога.
Все родители знают, как не легко бывает объяснить малышу правила повседневного поведения, как трудно преодолеть детское упрямство, привить первые самые необходимые навыки. И тут на помощь приходят потешки, созданные нашими предками, для потех малых детей. Они и сегодня помогают родителям научить малыша, говорить первые слова, делать первые шаги, умываться, расчесываться, кушать кашку, гулять, танцевать, одновременно раскрывая перед маленьким человеком красоту и мелодичность поэтического слова.
Потешки, пестушки, прибаутки – развивают у детей активность, самостоятельность, чувство сопереживания персонажам. У ребенка возникает потребность речевого взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Дети с радостью включаются в игровое взаимодействие по ходу текста, например: с удовольствием помогает котику мотать ниточки - « Котик ниточки мотает, на клубочек навивает». «Моталочка» способствует сцеплению правого и левого полушария.
Так же огромную роль играет тактильное соприкосновение ребенка с персонажем
( поглаживание кошечки или «масляной головушки» петушка), и со взрослым (использовании потешек со щекоткой или массажем, они в игровой форме помогают раскрыться, вызвать у детей ощущения защиты и доверия). Например: пальчиковая гимнастика «Сорока-белобока» развивает мелкую моторику, активизирует кору головного мозга.
В период становления речевого подражания, потешки - песенки просто созданы для речевого формирования общения. Главное - индивидуальное общение, лицом к личику.
Потешки лучшее средство для отработки первых звуков у наших малышей: «гуканья», «гуления», лепета. Все потешки читают очень медленно, четко выделяя голосом гласные, находящиеся под ударением, утрированно показываю артикуляцию.
«Петушо - о - ок, петушо - о - ок Золото - о - ой гребешо - о - ок»;
«Наши уточки с утра - а - а,
Кря - а - а, Кря - а - а, Кря - а - а.
Наши гуси у пруда Га-га! Га-га!
Наши курочки в окно - о - о, Ко - ко - ко!»
В течение 2го года у детей интенсивно развивается понимание речи окружающих и собственная речь. Малыши еще не в силах выслушивать просто словесные указания длительного содержания и вновь, выручают потешки и песенки, произнесенные ласково и нежно, это поднимает детям настроение. Слушая их, ребенок способен не только почувствовать их ритм, интонацию, рифму, но и понять содержание. Он начинает повторять слова, звукосочетание, воспроизводить движение с соответствием текста (кыш - полетели).
Тематика фольклора очень связана с бытом окружающим малыша. Ненавязчиво потешка, песенка делает все необходимые жизненные процессы в жизни ребенка желанными и радостными.
При умывании, т. к. дети часто боятся воды:
«Ай, лады, лады, лады.
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся, деткам улыбаемся».
При расчесывании - стойко переносят, этому способствует потешка:
«Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса,
Расти, косынька до пят,
Все волосыньки в ряд».
При кормлении - когда плохо едят:
«Умница Катенька (маленька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую, мягкую, душистую.»
«Щи да каша, - пища наша!»
«Лейся компотик в сладенький ротик!».
Одеваемся на прогулку: (учимся - право - лево)
«Вот они сапожки:
Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки,
Если дождик пойдет,
Наденем галошки:
На прогулке обращаю внимание на состояние погоды:
«Дождик, дождик, пуще! Дам тебе я гущи!
Дам тебе ложку, хлебай понемножку!
Дождик, дождик, пуще!
Будет травка гуще!»
Основываясь на своём опыте, могу сказать, что знакомство с детским музыкальным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же развивается речь. Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного русского народного творчества.
Музыкальный руководитель 1 квалификационной категории
Воронина Мария Петровна
|