Часто
родители спрашивают меня: Как развить в ребенке самостоятельность? А ответ на
этот вопрос прост. С самого раннего возраста предоставьте детям возможность
делать выбор в самых незначимых на наш взгляд, но таких важных для ребенка
ситуациях: Какую кофточку ты хочешь одеть: красную или синюю, ты хочешь
полстакана сока или полный, когда ты хочешь позаниматься до обеда или после, мы
скоро уходим домой – на чем ты еще хочешь покататься на горке или на качелях?
Выбор такого типа позволяет ребенку закрепить навык принятия собственных
решений. И во взрослом возрасте ему будет легче принимать решения относительно
своей карьеры и семьи.
А что делать, если ребенок плохо ведет
себя в магазине. Если бегает, трогает продукты, капризничает. Наказывать его
или нет? Психологи считают, что наказание само по себе не работает, оно только
отвлекает и ребенок больше размышляет о том, как отомстить родителям, чем как
исправить ситуацию. Наказание вызывает чувства ненависти, жалости, вины, причем
как у детей, так и у родителей. И как бы периодически нам не хотелось накричать
на ребенка, но надо собраться с силами и спокойно объяснить, как он может
принести пользу, как помочь маме и папе.
Можно заранее написать с ним список необходимого, можно дома проиграть ситуацию
покупки в магазине, можно нарисовать совместно картинки и обсудить, как дети
ведут себя в магазине. Но а если он вел себя, так плохо, что маме пришлось уйти
из магазина, то позвольте ему ощутить последствия своего плохого поведения и
оставьте его на следующий день дома. Спокойно объясните ему, что через день он
сможет пойти с вами в магазин и вести себя хорошо.
Еще
один часто задаваемый вопрос: как научить ребенка корректировать свое поведение
в соответствии с принятыми нормами, ведь так часто в ответ на наказание или
запрет ребенок говорит: « Извини», а на следующий день совершает то же самое.
Такому ребенку в беседе надо объяснить, что извинения означают изменения, что
если ты извиняешься, то это значит, что ты будешь вести себя по-другому. «Рада,
что ты извиняешься – это первый шаг, второй шаг – спроси себя, что можно
сделать теперь по- другому».
Для тех, кто искренне интересуется
воспитанием детей, хочу порекомендовать замечательную книгу Адель Фабер и Элейн
Мазлиш «Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы дети говорили».
воспитатель высшей квалификационной категории Полуектова А.Д.
|