На одном языке с ребёнком.
В настоящее время, в силу значительных социальных перемен в обществе, возможности ребёнка-дошкольника в плане источников получения самостоятельного практического опыта резко сократилось. Нарушилась взаимосвязь ребёнка с естественной природной средой. Поэтому современный ребёнок фактически утратил возможность быть первооткрывателем, исследователем окружающего его окружающего мира. Ребёнок-дошкольник, осваивая мир, как никто другой нуждается в положительном опыте, положительном образце поведения.
Где же взять такой образец?
Один из выходов - это создание взрослыми условий для полноценной организации сюжетной игровой деятельности детей, источником которой являются, прежде всего, литературные произведения.
В наше время, время свободного доступа к различного рода информации, перед думающими родителями остро стоит вопрос отбора таких художественных произведений для дошкольников, которые могли бы демонстрировать детям образцы (нормы) поведения современных детей в обществе. Особенно это касается художественных произведений для самых маленьких, а так же сказок для детей дошкольного возраста.
Обыгрывание произведений с детьми с помощью настольного театра или самостоятельно, с помощью каких-либо элементов театральных костюмов, поможет овладеть игрой, как деятельностью и взрослому, и ребёнку.
Для взрослого овладеть игрой как деятельностью - означает научиться разговаривать с ребёнком на одном языке. Так как ИГРА для ребёнка- дошкольника, является ведущим видом деятельности. Взрослый и ребенок, взаимодействуя в совместной игре, наблюдая и изучая друг друга, будут не «подстраиваться» друг под друга, а строить отношения на основе доверия, понимания и сотрудничества.
Игра - это бесценный дар природы человеку для открытия им мира людей и раскрытия его собственного человеческого потенциала в этом мире. Человеческая жизнь состоит из множества больших и маленьких сюжетов, в которых человеку необходимо научиться жить. Таким образом, только овладение ребёнком коммуникативными навыками проложат путь, как к совместному, так и к самостоятельному решению различных жизненно важных проблем.
Помните, что любое ваше взаимодействие с ребёнком связано с возможностью получения им от вас какого-либо опыта (информации).Именно поэтому так важно обращать особое внимание на содержательную сторону общения с ребёнком.
В этом возрасте очень важно давать достоверную положительную оценку деятельности ребёнка, отмечать успехи, достижения, проявления самостоятельности ( даже самые незначительные, по мнению взрослого) Положительная оценка взрослого поможет ребёнку поверить в свои возможности и постепенно научиться оценивать свои действия, а в дальнейшем - и действия других.
Ребёнок, имеющий постоянный опыт диалогового взаимодействия со взрослым, входит в мир сверстников с интересом, спокойно, безболезненно, без тревоги и страха.
Дошкольный возраст - это период, наиболее благоприятный для накопления детьми полноценного опыта диалогового взаимодействия со взрослыми и сверстниками с целью развития у них коммуникативных навыков.
А это невозможно осуществить вне ведущего вида деятельности ребёнка - игры!
Играя (моделируя действительность), ребёнок открывает для себя практическую значимость знаний. А это способствует формированию его практического интеллекта, благодаря которому зарождается и поддерживается познавательный интерес, а так же способность к обучению в целом.
Используемая литература: Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Чинчикова Н.В., Яковлева Н.Л. «На одном языке с ребёнком.» СП-Б 2010г.
Материал подготовлен воспитателем высшей квалификационной категории Вершининой С.А. |